Масштабирование без рисков

Если ваш бизнес здоров и развивается такими темпами, что вы серьезно задумываетесь о расширении - будь то на местном, национальном или глобальном уровнях – ваши шансы на успех достаточно велики. Но независимо от того, в какой отрасли бизнес, решение о расширении не стоит принимать легкомысленно.
Неспособность учесть все риски и расходы может поставить под угрозу не только успех филиала, но и бизнес в целом.

В этой статье мы поделимся с вами очевидными, но очень важными факторами, моментами и ошибками предпринимателей, без учета которых есть риск провалить развитие и масштабирование вашей компании. 


5 важных факторов, которые следует учитывать при масштабировании

Evologika рекомендует принять во внимание несколько факторов, прежде чем идти по пути масштабирования:
1️⃣Рассмотри онлайн-альтернативу
Масштабирование бизнеса с помощью интернет-магазина гораздо дешевле, чем создание нового офлайн магазина.
2️⃣Знай свой рынок
Одна из ловушек, в которую попадают многие владельцы малого бизнеса при попытке расширения — это неспособность адекватно исследовать новый рынок и сделать реалистичный прогноз доходов. Открытие нового места обходится слишком дорого, как по времени, так и по деньгам, если исходить только из интуиции. Просто убедись, что можешь справиться с наихудшим сценарием (как сезонный спад например)
3️⃣Воспроизведи предыдущий успех
Одна из распространенных ошибок предпринимателей — это неспособность количественно оценить и воспроизвести процессы, которые сделали бизнес успешным. Описание бизнес-процессов упрощает их копирование и передачу новым сотрудникам в новом подразделении.
4️⃣Найди свое местоположение
Важна не только стоимость аренды или покупки помещения, также обрати внимание на безопасность, местные законы, пешеходный или автомобильный трафик, легкость доступа и демографические данные. Убедитесь, что вы находитесь в области, в которой спрос на ваш продукт или услугу сбалансирован с конкуренцией со стороны аналогичных компаний.
5️⃣Не теряй фокус
Открытие филиала сопряжено со многими проблемами, схожими с проблемами открытия совершенно нового бизнеса. Для многих предпринимателей это может быть желанным и отвлекающим вызовом. Однако важно не упускать из виду общее благополучие компании. Без правильных систем и людей предприниматели рискуют погрязнуть в рутине, когда расширяют бизнес.


Итак, 5 факторов проработаны, выбран путь расширения и открытия новых офлайн точек.
Для бизнеса хорошее местоположение также важно, как и продукт, сотрудники или маркетинг. Часто именно место размещения компании может определить успех бизнеса.
Но как открывать новые точки и минимизировать риски при открытии?

Ниже перечислены основные моменты, на которые необходимо обратить свое внимание перед открытием новых точек:
1️⃣Демография
Выясни, попадает ли основная часть трафика людей в интересующем районе под целевую аудиторию твоей компании. Например, продажа канцелярских товаров. Основной трафик людей должен состоять из студентов или школьников и их родителей, поэтому лучшее местоположение – вблизи образовательных учреждений.
2️⃣Психография
Менталитет клиентов является фактором, который обязательно следует учитывать при выборе места для бизнеса. Если ты откроешь секс-шоп в регионе, где процветает консервативное мышление, ты обречен на провал.
3️⃣Конкуренты
Близость к другим конкурирующим компаниям может иметь решающее значение для бизнеса. Могут ли они принести пользу твоему бизнесу или создать помехи? Если конкуренция слишком велика, это может быть знаком о том, что стоит подумать о другом местоположении. Но есть исключения: например, автосалоны, которые обычно рядом друг с другом, поскольку клиенты сравнивают и выбирают лучшее предложение автомобиля.
4️⃣Доступность
Если бизнес зависит от частых поставок, важно учитывать местные транспортные связи, особенно основные дороги и автомагистрали. Цены на аренду и покупку недвижимости выше в плотных и коммерциализированных районах, поэтому есть преимущества в поиске местоположения за пределами города, при условии, что ежедневные деловые операции не будут затруднены из-за плохого транспортного сообщения. Точно также, если полагаетесь на высокую посещаемость клиентов, то обеспечение доступности вашего местоположения на автомобиле, автобусе и даже на поезде будет важным фактором.
5️⃣Каналы сбыта
Если твой бизнес не имеет дела непосредственно с конечными потребителями, то целесообразно учитывать каналы распространения. Чем лучше ты обеспечишь дистрибьюторам доступ к продукту, тем лучше это для бизнеса.
Это основные факторы. Но факторов, влияющих на выбор места, сотни и выявляются они индивидуально под нишу.

Место выбрано, риски учтены, но что опять может пойти не так?

В периоды бурного развития компании и выбора способов масштабирования многие предприниматели совершают типичные ошибки:
1️⃣Непонимание экономических факторов своего бизнеса
Предприниматель принимает решения не на основе данных и инвестирует в области, которые не имеют делового и экономического смысла. Это распространенная ошибка для компаний с избыточной капитализацией. Они перерасходуют.
2️⃣Здание без фундамента
Если предприниматель собирается масштабировать бизнес, он должен убедиться, что у него есть достаточно прочная основа - на что можно будет опираться в случае провала. Компания должна достичь определенного уровня финансового успеха, прежде чем она сможет расти дальше, поэтому сначала приоритет - привлечение новых клиентов и удержание постоянных.
3️⃣Слишком быстрое масштабирование
Установка, что быстрое масштабирование - лучшая ставка на успех неверная. Плохим примером слишком быстрого масштабирования является компания Zynga. Спустя несколько лет после основания компания наняла около 3000 сотрудников, так как продажи резко возросли. Однако она недооценила свои затраты и не смогла правильно рассчитать приток клиентов, в результате компания уволила пятую часть своих сотрудников.
4️⃣Надежда на удачу
Некоторые предприниматели оказались, что называется в нужном месте в нужное время (экономика росла, ниша была не занята),поэтому успех был достигнут без особого труда. Если владелец такого бизнеса собирается продолжать бизнес по кривой роста, он должен быть готов к рыночным изменениям, планировать будущее, развивать инфраструктуру для поддержки роста и использовать преимущества сегодняшнего импульса для создания прочной основы для преодоления будущих вызовов.
5️⃣Круиз-контроль
Когда компании доходят до определенной точки, некоторые предприниматели включают круиз-контроль. У них достаточно денег, чтобы вести комфортный образ жизни, владеть пляжным домиком и хорошо проводить отпуск. Многие руководители думают: «Почему бы просто не быть довольным тем, что у меня есть?». Руководители, которые так говорят, достигли предела сложности. Они не знают, что делать, чтобы вывести компанию на новый уровень.

Резюме

Учет перечисленных факторов и рисков позволит, если не избежать, то точно минимизировать риски при масштабировании. Однако, главное для начала масштабирования - здоровая и налаженная бизнес-система. Как говорится: "Если масштабировать хаос, получится масштабированный хаос".

Алина Мухаметова

Благодарим за заявку

В самое ближайшее время мы с вами свяжемся.