Я нанял. Обучил. Зарплату плачу. Почему он делает совсем не то и не так, как нужно?
"Муда" - японское слово, означающее потери. В нее можно включить любую деятельность, которая не приносит ценности. Вы тратите свое время на постановку задач и деньги на зарплату, а сотрудник не приносит ожидаемого ценного результата. Так себе ситуация.
Давайте разбираться, как делегировать без муды.
Для того, чтобы сотрудник делал хороший результат, нужно чтобы одновременно работали 4 составляющих:
1. Личный пример руководителей и собственника. "Буду делать правильно, если увижу, что шеф делает тоже самое, у него слова не расходятся с делом".
2. Убеждение. "Буду делать правильно, если пойму чего конкретно от меня ожидают и признаю, что это важно и реалистично".
3. Развитие навыков. "Буду делать правильно, если у меня будут навыки и знания, необходимые для того чтобы работать по новому и делать то, что от меня ждут".
4. Контроль и мотивация. "Буду делать правильно, если буду знать, за что я буду вознагражден в случае успеха и наказан в случае неудачи".
***
Эти 4 пункта являются частью всех технологий менеджмента. Но это не значит, что по каждому сотруднику всегда нужно обращать внимание на все 4 пункта.
Например, сотрудник может быть компетентный и четко понимать что, от него требуется. Остается только его вознаграждать за это. Классический пример - хороший опытный профессиональный продавец, у которого зарплата привязана к продажам.
НО! Если что-то идет не так, то берем этот чек-лист и проверяем сами себя. Что упускаем? Как только нашли - идём править.
Первый элемент - личный пример руководителей и собственника.
Разберемся на примерах.
Хотите, чтобы сотрудник идеально вел проект и клиент был доволен? → Тогда показывайте сами, как вы любите и уважаете своего клиента.
Хотите, чтобы ваш продажник не мямлил в трубку, а вдумчиво и уважительно строил диалог? → Тогда возьмите трубку и покажите мастер-класс, что значит настоящая продажа без впаривания.
Хотите, чтобы каждый член команды проявлял инициативу и делал больше, чем нужно? → Тогда запускайте новые проекты на развитие, принимайте в них участие и приглашайте к участию остальных сотрудников.
Просто поставьте себя на место сотрудника и сравните две ситуации:
Ситуация 1. Шеф накидал задач и убежал заниматься другими делами. Через неделю появился, на всех наорал, сказал, что все дураки и без него ничего не могут. Уволил троих, нанял четверых. Снова накидал задач и убежал.
Ситуация 2. Шеф распределил задачи. Вместе с сотрудниками обсудил, как их делать лучше. Объявил, что новую идею попробует обкатать сам – посмотрит, как она сработает. Сделал пару звонков - убедился, что работает. Сделал разбор с сотрудниками, допилили регламенты. Понаблюдал как справляются сотрудники, убедился, что у них все получается. И только после этого отпустил ситуацию.
На фото: совместная работа руководителя и команды на выездной стратегической сессии.
В каком случае вы как сотрудник будете считать свою работу местом "где нужно пересидеть", а какое - местом, в котором "очень интересно работать"? Вопрос риторический.
Это не значит, что вы должны постоянно быть на работе и работать вместе с сотрудниками.
Это означает, что вам как руководителю нужно показать, что вам не безразлично. Что вы допускаете, что ваши задачи могут быть не идеальны. Что идея может быть провальна. Что у сотрудников может не хватать компетенций.
Рыба гниет с головы, а чистить начинают с хвоста. Рекомендую запомнить это выражение и почаще его проговаривать.
НУЖНО ПОКАЗЫВАТЬ СОТРУДНИКАМ, ЧТО ВАМ НЕ ВСЕ РАВНО
Второй элемент – убеждение.
Какова вероятность, что больной будет лучше выполнять рекомендации врача, если врач ему просто и на пальцах объяснит зачем это все нужно?
Каковы шансы, что спортсмен будет лучше тренироваться, если тренер расскажет биомеханику движений и объяснит, что именно мы сейчас тренируем?
И в самом деле. Профессиональные врачи и тренеры знают этот секрет, поэтому они не просто дают указания, они ОБЪЯСНЯЮТ. И делают это очень простым языком.
В делегировании точно также. Если сотрудник будет понимать, почему нужно делать эту работу именно таким образом и именно с таким результатом, то он будет делать ее лучше. Для того, чтобы ваш подчиненный это понял, нужно приложить определенные усилия, чтобы у него в голове щелкнуло: "Ага, вот почему от меня требуют именно это".
Если сотрудник не будет понимать важность выполняемой работы, где и как она дальше будет использоваться, и как будет влиять на компанию в целом - то он будет делать ее халатно, спустя рукава, лениво и вообще «на отвалите».
Существует несколько способов этого добиться.
Можно «бросить его в воду», а там он сам научится или спросит у соседа.
Можно поорать неделю за каждый косяк, и, может быть, он поймет.
А можно использовать простой, логичный подход, который состоит из трех простых шагов.
Берите ручку и записывайте (ну или сохраняйте в закладки):
Шаг 1. Еще до найма сотрудника определиться с ценным конечным продуктом, который от него ждете.
Шаг 2. При найме сотрудника согласовать с ним ожидаемый ценный конечный продукт.
Шаг 3. После выхода на работу осуществлять наставничество и проводить разборы, насколько у сотрудника получается достигать ЦКП. И всегда помнить про ценный конечный продукт. Общаться с сотрудником с точки зрения результата, а не процесса.
Можно еще проще.
Сравните две ситуации. Вы нанимаете себе помощника, чтобы он помогал вести клиентские проекты.
Ситуация № 1. Теперь ты мой помощник, будешь отвечать за технические настройки. Платить тебе буду до 50 тыс. Сколько ты получишь - зависит от того как поработаешь. Инструкций нет, но ты же уже работал на похожей работе - разберешься. Мне нужно, чтобы клиент был доволен - это главное.
Ситуация № 2. Предлагаю тебе должность помощника по технической части. Твой ценный конечный продукт - это работающая связка: сайт - телеграм - боты в соответствии с техническим заданием, которые тебе передает руководитель проекта (то есть я). Без такой технический связки невозможно сдать проект и получить оплату, а значит невозможно выплатить тебе премию. Поэтому этот результат - является для тебя на твой должности главным результатом, который я от тебя жду. Чего тебе не хватает (знаний, опыта, инструкций) чтобы дать мне этот результат? Далее каждый день в первую неделю смотрите: получается ли у сотрудника дать нужный ЦКП. И если нет - то вместе разбирайтесь, что именно сделано не так и чем не устраивает этот результат.
Прочитайте еще раз ситуацию 2 и сравните с номером 1. Именно так формируется УБЕЖДЕНИЕ. То есть второй элемент успешного делегирования.
Запутались в своем бизнесе? Работаете все больше, а доходы никак не растут?
Получите бесплатный аудит от специалиста «Эвологики».
Хочу бесплатный аудит
Третий элемент – развитие навыков.
Здесь, казалось бы, все очевидно. Но это только на первый взгляд.
Чаще всего предприниматель понимает этот пункт так: "Мне нужно написать в вакансии все требования и посмотреть на его прошлый опыт. Если проходит по этим критериям - то ок".
Что получаем на выходе? Правильно: "Да он же все наврал в своем резюме оказывается! Полный идиот и мне нужно найти другого человека".
Это не человек плохой. Это вы неправильно поняли, что значит компетентный сотрудник.
ЭТО НЕ ЧЕЛОВЕК ПЛОХОЙ. ЭТО ВЫ НЕПРАВИЛЬНО ПОНЯЛИ, ЧТО ЗНАЧИТ КОМПЕТЕНТНЫЙ СОТРУДНИК
Любой сотрудник приходит с теми навыками, которые он получил где-то за пределами вашей компании. Но эти навыки могут быть:
— Недостаточно глубокими для вас. — Не соответствовать вашему пониманию идеального процесса. — Применяться не так, как задумали вы, когда создавали свою компанию. — Применяться не с тем результатом и ценным конечным продуктом, который вы ждете.
Что с этим делать? Страдать. Адаптировать сотрудника под свой проект. Сделать так, чтобы он ПОДТЯНУЛ свои навыки под ожидаемый результат.
Работает это примерно так:
Определяемся с функционалом и ценными конечными продуктами сотрудника. Прямо составляем таблицу из двух столбцов.
Определяем необходимые базовые компетенции по каждой функции. Записываем в третий столбец. По этим критериям будем отбирать людей.
Формулируем развивающее задание по каждой функции, которое получит сотрудник во время испытательного срока. Заносим в четвертый столбец.
Определяем по каждой функции критерий прохождения испытательного срока. Заносим в последний столбец.
Получение компетентного сотрудника заканчивается не в момент найма его на работу. А в момент прохождения им испытательного срока.
И нужные знания сотрудника - наш третий элемент - формируются после прохождения испытательного срока.
На выходе получим ГОТОВОГО СПЕЦИАЛИСТА под свой проект с нужными ЗНАНИЯМИ. Без этого делегировать нормально вообще не получится.
Последний элемент – контроль и мотивация.
Это самый любимый всеми элемент - за что платить зарплату.
Здесь все просто:
— Определились с желаемым результатом и Ценным Конечном Продуктом,
— Придумали набор числовых показателей, которые замеряют ЦКП,
— Ввели формулу зарплата = функция от числовых показателей.
Просто вспоминайте оплату труда продажника: чем больше продал, тем больше заработал. Вот точно такую же схему можно применять для любого сотрудника. Для администратора, маркетолога или сборщика на производстве. Только у них критерий хорошей работы будет не продажи, а что-то другое.
***
Вот и все. Хотите делегировать, так чтобы не нужно было страдать?
Тогда помните про эти 4 элемента: 1. Личный пример собственника. 2. Убеждение. 3. Развитие навыков. 4. Контроль и мотивация.
Используйте этот список как контрольный чек-лист для самого себя. Сотрудник накосячил? Проверьте себя: все ли 4 элемента присутствуют? Нет? Тогда вносите корректировки в свою систему.
Узнайте, как ежегодно расти в доходах благодаря слаженной работе команды и понятной системе оптимизации.
Запишитесь на бесплатную консультацию от специалиста «Эвологики».